В целях привлечения дополнительного зрительского интереса к телевизионному сериалу телеканал проводит конкурсы с вручением призов физическим лицам, стоимостью более 4000 рублей. Существуют ли в данном случае налоговые риски, связанные с признанием передачи призов в качестве безвозмездной передачи имущества для целей налогового учета прибыли?
В целях привлечения дополнительного зрительского интереса к телевизионному сериалу телеканал проводит конкурсы с вручением призов физическим лицам, стоимостью более 4000 рублей. Существуют ли в данном случае налоговые риски, связанные с признанием передачи призов в качестве безвозмездной передачи имущества для целей налогового учета прибыли?
Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям их розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации (пп.28 п.1, п.4 ст.264 НК РФ).
Судебная практика свидетельствует, что контролирующие органы передачу призов (подарков) при отсутствии признаков рекламы квалифицируют как безвозмездную передачу имущества с последующим исключением стоимости этого имущества из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль на основании п.16 ст.270 НК РФ (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.04.2008 N Ф04-2062/2008(2718-А45-26) по делу N А45-9370/2007-14/282). Поэтому рекламный характер мероприятия должен обосновываться условиями (правилами) проведения конкурса, то есть наличием в данном мероприятии необходимых признаков рекламы.
Согласно п.2 ст.3 Федерального закона о рекламе № 38-ФЗ объектом рекламирования, в том числе, являются результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе, конкурс) на привлечение внимания к которым направлена реклама. Таким образом, как сам сериал (аудиовизуальное произведение, признаваемое результатом интеллектуальной деятельности), так и конкурс являются объектами рекламирования.
В соответствии с терминологией Закона о рекламе, рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц, и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Следовательно, одним из признаков рекламной информации является ее предназначенность для неопределенного круга лиц. В Письме ФАС РФ от 05.04.2007 N АЦ/4624 под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношений, возникающих в связи с реализацией объекта рекламирования.
Другим существенным условием для признания информации рекламой является ее распространение с целью продвижения объекта рекламирования на рынке. В частности, в рассматриваемом случае информация о сериале и проведении конкурса направлена на формирование дополнительного зрительского интереса к просмотру сериала. В свою очередь, увеличение зрительской аудитории ведет к увеличению рейтингов, определяющих стоимость рекламы и, в конечном итоге, к росту доходов телеканала.
Таким образом, если в рассматриваемом случае обращение о просмотре сериала и об участии в конкурсе доведено до всеобщего сведения (например, в эфире телеканала и/или в сети интернет), то есть адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на формирование дополнительного интереса к просмотру сериала на телеканале, то указанные мероприятия соответствуют критериям рекламных, а передача товаров победителям - понятию «вручение призов победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний». При таких обстоятельствах указанная передача товаров не может быть квалифицирована в целях исчисления налога на прибыль как безвозмездная передача имущества, поскольку в качестве возмещения при передаче товаров в рамках рекламных акций телеканал получает определенные экономические выгоды, связанные с повышением рейтинга сериала, поддержанием интереса к каналу.
Следовательно, в целях налога на прибыль расходы на приобретение призов, вручаемых победителям конкурса, в рассматриваемом случае признаются в качестве рекламных и включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 1 процент от выручки на основании п.4 ст.264 НК РФ.