Группа Юнифин
Преимущества
Услуги и цены
Клиенты
Персонал
Контакты
Раскрытие информации
Карта сайта
English version




Калькулятор



Публикации Вопрос-ответ Наши обзоры Арбитражные вести
Вопрос-ответ
Налог на прибыль
НДС
Прочие налоги и сборы
Специальные режимы налогообложения
Бухгалтерский учет
Гражданские правоотношения
Интеллектуальная собственность
Иные отрасли экономики и права
На главную

Требование о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду распространяются на все организации вне зависимости от видов осуществляемой ими деятельности, если в результате воздействия такой деятельности осуществляются выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ.

 

Требование о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду распространяются на все организации вне зависимости от видов осуществляемой ими деятельности, если в результате воздействия такой деятельности осуществляются выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ.

Статьей 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Данным законом предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным, однако перечень плательщиков в законе отсутствует.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632 (далее – Постановление №632). Указанный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи).

Однако ни Закон, ни Порядок определения платы, утвержденный во исполнение данного Закона, не содержат понятие “природопользование”, так же как и конкретный перечень плательщиков. Законом установлены лишь виды негативных воздействий, за которые взимается плата, включающих, в частности, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.

Тем не менее, исходя из терминов и определений, содержащихся в Законе и иных нормативно-правовых актах, следует, что природопользователи - это субъекты, осуществляющие в своей деятельности использование природных ресурсов в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления путем их эксплуатации и вовлечения в хозяйственный оборот, в том числе воздействуя на них в процессе этой деятельности.

Так, Временное положение о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование (утверждено Приказом от 23.12.1993 N 273) содержит понятие комплексное природопользование, под которым для предприятия понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.

Кроме того, если применять аналогию закона, водопользование - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (Водный кодекс РФ).

Таким образом, деятельность, связанная с природопользованием, может толковаться как деятельность, предусматривающая использование природных ресурсов непосредственно в качестве средств производства или предметов потребления в производственно-хозяйственной деятельности, то есть, воздействие на природные ресурсы в связи с их использованием в производственном процессе (земледелие, добыча полезных ископаемых, металлургия, водопользование).

При такой трактовке предприятия, не вовлекающие природные ресурсы в производственный процесс, не относятся к осуществляющим деятельность, связанную с природопользованием (к предприятиям - природопользователям), и исходя из определения, содержащегося в Порядке, не являются плательщиками рассматриваемой платы.     

Однако, сложившаяся судебная практика не ограничивает субъектный состав плательщиков предприятиями - природопользователями, распространяя обязанность по внесению платы любыми организациями, оказывающее вредное воздействие на окружающую среду установленными Порядком способами.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О плата является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Аналогичные положения содержатся в ст. 28 Закона № 96-ФЗ.

В письме от 05.10.2010 № СМ-06-01-31/7167 специалисты Ростехнадзора также указывают, что обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. А в случае противоречия вышеуказанного Порядка N 632, федеральному закону применению подлежит федеральный закон.

Исходя из этого, следует, что требование о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленное Порядком, распространяются на все организации вне зависимости от видов осуществляемой ими деятельности, если в результате воздействия такой деятельности осуществляются выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ.

В качестве косвенного подтверждения данного вывода можно привести положения Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 №626, в настоящее время утративших силу, однако основанных на положениях ст. 28 действующего Федерального закона № 96-ФЗ, а также на вышеуказанном Определении Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О.

В частности, согласно п. 8, п. 9 Методических рекомендаций, плательщиками вышеуказанной платы признавались юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальные предприниматели, иностранные физические лица, независимо от видов осуществляемой деятельности в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Таким образом, на лиц, в хозяйственной деятельности которых (включая непроизводственную) используется автотранспортная техника, возложена обязанность по расчету и уплате в бюджет платы за выброс загрязняющих веществ, образующихся при сжигании топлива.


Группа Юнифин Услуги Кадры
Публикации Вопрос-ответ Наши обзоры Арбитражные вести Форум

129090, Москва, ул. Гиляровского, д. 4, корп. 1, этаж 8
Телефоны/факсы: (495) 607-54-65, 607-56-68, 607-59-26, 607-74-92
E-mail: unifin@unifin.ru