Группа Юнифин
Преимущества
Услуги и цены
Клиенты
Персонал
Контакты
Раскрытие информации
Карта сайта
English version




Калькулятор



Публикации Вопрос-ответ Наши обзоры Арбитражные вести
Публикации
Журнал "Менеджер. Кино"
Журнал "Бухгалтерский учет"
Журнал "Авторское право и смежные права"
"Финансовая газета"
"Налоговый Кодекс в письмах, комментариях и разъяснениях"
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал "Советник бухгалтера"
Журнал "Налоговые споры"
Газета "Учет.Налоги.Право"
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
ИБ КонсультантПлюс
Журнал "СИНОПСИS' и сценарий"
На главную

06.02.2008

Учет сопутствующих расходов при возврате некачественного товара

Номер журнала: 3
Год публикации: 2008
Издательство: ИД "Советник бухгалтера" (www.sovbuh.ru)

 

 Учет сопутствующих расходов при возврате некачественного товара

В ходе осуществлении торговыми организациями хозяйственной деятельности нередко складываются ситуации, при которых возникает необходимость произвести возврат импортных товаров ненадлежащего качества поставщику (продавцу). В данной статье рассмотрены операции, связанные с возвратом некачественных товаров в случае, когда расходы по их транспортировке и таможенному оформлению при вывозе с российской территории несет покупатель.

 Одним из участников импортной сделки является иностранное лицо, поэтому к правоотношениям, вытекающим из внешнеторгового контракта, может применяться международное законодательство, законодательство Российской Федерации либо законодательство страны-продавца.

Исходя из требований п.3 ст.1186 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), при определении формы и содержания внешнеэкономических сделок в первую очередь необходимо учитывать нормы международных договоров РФ. При заключении договоров купли-продажи следует руководствоваться положениями Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, принятой в Вене 11.04.1980г. (Венская конвенция). Если стороны заключаемой внешнеэкономической сделки не отказались от применения норм Венской конвенции (данное право закреплено в ст.6 Венской конвенции), то в случае противоречия норм российского законодательства и Венской конвенции применяются нормы международного договора.

По вопросам, не урегулированным в Венской конвенции, стороны используют применимое в каждом конкретном случае национальное право той или иной страны. Продавец и покупатель могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, прямо выраженное или определенно вытекающее из условий договора либо совокупности обстоятельств дела, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору (ст.1210 ГК РФ). Вместе с тем, при отсутствии в договоре такого соглашения к нему применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан, то есть правоотношения по договору купли-продажи регулируются законодательством страны-продавца (ст.1211 ГК РФ).

В предлагаемой статье мы рассмотрим случай, когда в импортном контракте предусмотрено, что стороны применяют национальное право страны покупателя, то есть права и обязанности продавца и покупателя определяются в соответствии с законодательством России, в части, не противоречащей положениям Венской конвенции.

В соответствии с нормами российского законодательства, в частности, согласно п.2 ст.475 ГК РФ, в случае существенного нарушения требований к качеству товара, а именно, обнаружения неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или других подобных недостатков, покупатель вправе по своему выбору:

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Аналогичные требования содержатся в ст.46, ст.50 Венской конвенции.

При этом если при возврате товаров поставщику покупатель понес определенные расходы, в том числе, транспортные расходы, расходы на таможенное оформление, то он вправе потребовать от поставщика их возмещения. Указанный вывод следует из следующих положений. Так, согласно ст.514 ГК РФ, когда покупатель обоснованно (то есть, в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки) отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика. Все необходимые расходы, понесенные покупателем в связи с принятием товара на ответственное хранение, а также его возвратом продавцу, подлежат возмещению поставщиком (п.3 ст.514 ГК РФ).Более того, обязанность по вывозу товара, принятого покупателем на ответственное хранение в этом случае, согласно п.2 ст.514 ГК РФ, возложена на поставщика.

Аналогичные положения закреплены и в ст.45 и 74 Венской конвенции, если продавец не исполняет свои обязательства по поставке товара определенного качества, покупатель может потребовать возмещения убытков, понесенных им вследствие нарушения договора другой стороной.

Исходя из изложенного, следует вывод, что согласно действующему законодательству (как российскому, так и международному) при возврате покупателем импортного товара по причине несоответствия этого товара условиям договора по качеству, все расходы покупателя, понесенные в связи с его возвратом, подлежат возмещению продавцом данного товара в пользу покупателя.

 Бухгалтерский учет.

О выявленных при проверке качества несоответствиях или недостатках товаров покупатель обязан письменно уведомить поставщика.  При этом следует учитывать, что если в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота, он не предъявил письменную претензию продавцу, считается, что товар был поставлен надлежащего качества. Согласно ст.477 ГК РФ претензия может предъявляться продавцу в течение гарантийного срока или срока годности на товар. Если такие сроки на товар не установлены, претензия к продавцу предъявляется в течение двух лет со дня передачи товара. В п.2 ст.39 Венской конвенции также указано, что покупатель утрачивает право ссылаться на несоответствие товара, если он не извещает об этом продавца в пределах двухлетнего срока с даты фактической передачи товара покупателю, поскольку этот срок не противоречит договорному сроку гарантии.

Документом, подтверждающим факт несоответствия требованиям качества, является акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров (форма № ТОРГ-3)[1], который является основанием для предъявления претензии поставщику., который является основанием для предъявления претензии поставщику.

В бухгалтерском учете покупателя расчеты по претензиям, возникшие по вине поставщиков, в суммах, признанных плательщиками или присужденных судом, отражаются по дебету счета 76-2 «Расчеты по претензиям» в корреспонденции со счетами учета затрат (Инструкция по применению Плана счетов, утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).

Как было указано выше, все расходы покупателя, понесенные в связи с возвратом товара, подлежат возмещению продавцом данного товара в пользу покупателя, поэтому при получении компенсации в учете покупателя вносится запись: Дт 51 Кт 76-2.

Одновременно, суммы предъявленных претензий, не признанных иностранным поставщиком товара, и/или во взыскании которой отказано судом, не учитываются на счете 76-2 «Расчеты по претензиям» и подлежат включению в бухгалтерском учете в состав прочих расходов (счет 91 «Прочие расходы и доходы).

 Налог на прибыль.

Согласно ст.252 НК РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст.270 НК РФ.

В ст.270 НК РФ не поименованы расходы, связанные с возвратом некачественного товара, также как и иные расходы (убытки), подлежащие возмещению виновными лицами. При этом расходами признаются только обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 НК РФ, – убытки), осуществленные налогоплательщиком.

Поскольку все расходы, связанные с возвратом некачественного товара, подлежат возмещению покупателю иностранным контрагентом, то полученная в этом случае от иностранного партнера компенсация в размере расходов покупателя, связанных с возвратом товара, признается в налоговом учете налогоплательщика внереализационным доходом. В свою очередь, расходы на таможенное оформление, транспортные и другие расходы, связанные с возвратом некачественного товара, могут быть учтены покупателем в целях налогообложения как расходы, связанные с получением дохода.

В то же время, если покупатель не предпримет всех возможных действий в отношении востребования суммы возмещения от продавца, а продавец откажется возмещать указанные расходы (в том числе, мотивировав свой отказ отсутствием такого условия в договоре поставки), то осуществленные покупателем затраты не могут признаваться экономически оправданными, поскольку покупатель в соответствии с законодательством имел возможность возместить свои расходы (избежать потерь), но отказался от указанного возмещения. Следовательно, такие расходы (расходы, связанные с возвратом некачественного товара) не могут быть учтены при исчислении налога на прибыль.

Кроме того, отказ от истребования потерь и списание задолженности по убыткам, подлежащим в силу закона и/или договора возмещению, по нашему мнению, может быть квалифицирован как прощение долга.

Также обращаем внимание на то, что принятый к вычету НДС по рассматриваемым расходам подлежит восстановлению.



[1] Форма утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 №132.


Группа Юнифин Услуги Кадры
Публикации Вопрос-ответ Наши обзоры Арбитражные вести Форум

129090, Москва, ул. Гиляровского, д. 4, корп. 1, этаж 8
Телефоны/факсы: (495) 607-54-65, 607-56-68, 607-59-26, 607-74-92
E-mail: unifin@unifin.ru