05.11.2008
Импорт на условиях предоплаты
Номер журнала: 22
Год публикации: 2008
Издательство: ОАО ИД "Бухгалтерский учет" журнал "Бухгалтерский учет" (www.buhgalt.ru)
Импорт на условиях предоплаты:
оформление, учет и налогообложение
Мы продолжаем рассматривать вопросы учета операций по договорам импорта. Прочитав эту статью, вы узнаете, как определить срок возврата в Россию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию нашей страны товары, а также найдете ответы на другие вопросы, связанные с операциями по договорам импорта.
Особенности таможенного оформления и валютного регулирования операций по импорту товаров
Ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе определяется в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.12.03 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» как импорт товаров. Деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами является внешнеторговой деятельностью.
Участники внешнеторговой деятельности обязаны соблюдать требования валютного законодательства, установленные Федеральным законом от 10.12.03 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Расчеты в иностранной и российской валюте между резидентами и нерезидентами относятся к валютным операциям, которые по общим правилам, установленным Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», осуществляются без ограничений.
Исключение составляют операции по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
Вместе с тем, следует принимать во внимание, что одним из основных требований, предъявляемых валютным законодательством при заключении внешнеторговых сделок, является репатриация резидентами иностранной или российской валюты. Резиденты в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обязаны, в частности, обеспечить возврат в Россию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары.
Ответственность за невыполнение требований валютного законодательства. За невыполнение резидентом в установленный срок обязанности обеспечить возврат в Россию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, резидент может быть привлечен к административной ответственности. Согласно ч. 5 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях размер штрафа может составлять от 75 до 100% суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.
Управлением валютного контроля совместно с Главным управлением таможенных расследований и дознания Федеральной таможенной службы Российской Федерации подготовлена новая редакция Методических рекомендаций по квалификации административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (приложение к письму ФТС РФ от 10.01.08 № 01-11/217). В этих Методических рекомендациях приводятся факты и обстоятельства, которые признаются поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.
Как определить сроки возврата в Россию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары. Следует обратить внимание на то, как указанные Методические рекомендации определяют сроки возврата денежных средств, если они не оговорены в условиях контракта. В этом случае денежные средства, уплаченные нерезиденту за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, должны быть возвращены в сроки, установленные внешнеторговым договором (контрактом) для ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации (получения товаров на таможенной территории Российской Федерации). Соответственно, если товары не ввезены (не получены) в срок, установленный договором, дата окончания этого срока будет рассматриваться контролирующими органами как дата нарушения срока возврата денежных средств, перечисленных покупателем в виде предоплаты. За чем последует привлечение к административной ответственности по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.
Кроме того, в Методических рекомендациях предусмотрен еще один повод для возбуждения дела об административном правонарушении - по ч. 5 ст. 15.25 КоАП России. Если внешнеторговым договором (контрактом) не установлены сроки возврата денежных средств и сроки ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации (получения товаров на таможенной территории Российской Федерации), то денежные средства должны быть возвращены в Россию в месячный срок со дня перечисления денежных средств нерезиденту.
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ в своем письме от 03.05.07 № 12-3-5/951 указывает, чтов случае определения в контракте срока возврата нерезидентом денежных средств, в пункте 6.2 листа 2 раздела 6 «Специальные сведения о контракте» паспорта сделки нужно указать количество календарных дней, соответствующее сроку возврата нерезидентом денежных средств. А при отсутствии в контракте срока возврата денежных средств в названном пункте паспорта сделки указывается срок от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров до даты их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.
Вместе с тем, исходя из судебной практики следует, что если в контракте с зарубежным поставщиком дата (срок) возврата денежных средств не установлена, оснований для привлечения покупателя (резидента) к ответственности в соответствии с ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ не имеется. Однако следует учитывать, что вопрос отсутствия или наличия состава данного административного правонарушения исследуется судами в совокупности с другими обстоятельствами рассматриваемых дел. Так, резидент в целях применения судами п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ должен предпринять все меры по исполнению сторонами договорных условий и возврату денежных средств. Если иностранный партнер не исполняет обязательства по поставке товара, а в контракте отсутствует срок (дата) возврата денежных средств, резиденту следует организовать претензионную работу. На основании дополнительных соглашений к контракту либо писем, направленных резидентом нерезиденту и подписанных последним, должен быть установлен срок возврата денежных средств иностранным партнером. К такому выводу пришли ФАС Московского округа (постановление от 16.01.08 № КА-А40/13896-07-П), Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (постановление от 16.07.07 по делу № А08-9/07-17-27), ФАС Волго-Вятского округа (постановления от 11.07.05 № А28-2024/2005-68/27, 25.07.05 № А38-505-1/117-2005).
Кроме того, суды учитывают соблюдение импортером п. 3.15 Инструкции ЦБ РФ № 117-И. Согласно которому положениям названного пункта в случае внесения в контракт изменений и дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, резидент обязан представить в уполномоченный банк переоформленный паспорт сделки, документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт, другие документы, указанные в ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
При доказывании субъективной стороны правонарушений, предусмотренных ч. 5 ст.15.25 КоАП России учитываются меры, которые принимались резидентом в целях исполнения возложенной на него обязанности (на стадиях предконтрактной подготовки, заключения контракта, после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств). Перечень этих мер содержится в рассматриваемых Методических рекомендациях. Вместе с тем, в этом же документеприводятся случаи, когда событие правонарушения, предусмотренного п. 5 статьи 15.25 КоАП России, отсутствует. Например, если товары ввезены в Российскую Федерацию (переданы резиденту на таможенной территории Российской Федерации) с нарушением срока, предусмотренного внешнеторговым договором (контрактом), но в срок, установленный договором для возврата денежных средств.
Для того, чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов и судебных разбирательств по вопросу своевременности возврата денежных средств в случаях нарушения иностранными партнерами сроков поставок товара, в заключаемых договорах на поставку товаров на условиях предоплаты следует предусматривать отдельно сроки их поставки и дату (сроки) возврата денежных средств в случае неисполнения нерезидентом обязательств по своевременной поставке товаров.
Резидент самостоятельно, исходя из условий контракта, рассчитывает календарный срок возврата перечисленных резидентом нерезиденту средств за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, и срок от даты оплаты резидентом ввозимых товаров до даты ввоза товаров на таможенную территорию нашей страны.
Инструкция ЦБ РФ от 15.06.04 № 117-Ине содержит требований, в соответствии с которыми на уполномоченный банк возложен контроль за точностью расчета срока, указанного резидентом в пункте 6.2 листа 2 паспорта сделки.
Если условия контракта предусматривают поставку товаров с отсрочкой платежа. Действующее внешнеэкономическое, гражданское и налоговое законодательство не устанавливает ограничений в отношении сроков исполнения обязательств по оплате покупателем поставленных товаров, в том числе по договорам на импорт товаров. Соответственно, состав документов, оформляемый при ввозе товара на таможенную территорию РФ по договорам поставки (купли-продажи) с отсрочкой платежа, не отличается от состава документов, подлежащего оформлению по общим правилам внешнеэкономического законодательства.
Вместе с тем, следует учитывать, что когда договором купли-продажи предусмотрена оплата товара через определенное время после его передачи покупателю, п. 1 ст. 488 ГК РФопределяет такую сделку, как продажу товаров в кредит. А п. 5 той же статьи указывает что, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, с момента передачи товара покупателю и до его оплаты товар, проданный в кредит, признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате товара.
По правилам, установленным п. 2 ст. 346 ГК РФ, залогодатель (в данном случае покупатель) вправе распоряжаться предметом залога, в том числе отчуждать его, только с согласия залогодержателя (в данном случае продавца), если иное не предусмотрено законом или договором и не вытекает из существа залога. Следует учитывать, что права покупателя на основании требований названной нормы ГК РФ ограничиваются и в том случае, когда переход права собственности на товар уже произошел.
В целях исключения неоднозначного толкования сторонами сделки вышеприведенных норм гражданского законодательства в связи с их диспозитивностью, в рассматриваемом случае в части прав покупателя распоряжаться полученным товаром, рекомендуем в контракте упомянуть о праве покупателя отчуждать товар или распоряжаться им иным способом без согласия продавца независимо от факта оплаты (до момента оплаты).
Импортируемая продукция должна соответствовать требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Согласно Федеральному закону от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Подтверждением соответствия считается его документальное удостоверение (в частности, продукции или иных объектов) требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларации о соответствии или сертификаты соответствия либо документы в соответствии с нормами Федерального закона «О техническом регулировании».
Согласно ст. 63 Таможенного кодекса РФ при производстве таможенного оформления лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. При декларировании товаров представляются разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Выпуск товаров производится таможенными органами лишь при условии представления указанных документов.
Нужно Необходимо заметить, что п. 2 ст. 456 ГК РФ требует от обязывает продавца передать покупателю одновременно с вещью также ее принадлежности и относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать, то покупатель вправе назначить ему разумный срок для выполнения этой обязанности. Но если и в указанный срок принадлежности или документы, относящиеся к товару, не переданы продавцом, то покупатель вправе вообще отказаться от товара (если иное не предусмотрено договором).
ОбязательнаяСертификация и оформление санитарно-эпидемиологических заключений (свидетельств о государственной регистрации). Список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации, определен Федеральной таможенной службой (письмо ФТС РФ от 19.12.06 № 06-73/44906). Перечень товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации, был направлен таможенным органам письмом ФТС России от 27.03.08 № 01-11/11534. В названных письмах ФТС РФ указывается, что при пользовании списками товаром следует руководствоваться кодами товаров по ТН ВЭД России.
Отнесение товаров к конкретным позициям ТН ВЭД России осуществляется в соответствии с критериями, принятыми в ТН ВЭД России, и правилами интерпретации ТН ВЭД России.
Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, и порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений установлен приложениями к приказу Роспотребнадзора от 19.07.07 № 224.
В контракте на поставку товара следует определить содержание документа о качестве, порядок его представления, на какой объем (партию) товара он должен быть оформлен. Следует учитывать, что если на приобретаемый товар имеется иностранный сертификат, не признаваемый в России, или же сертификат продавцом не представлен, для ввоза товара следует получить российский сертификат. Во внешнеэкономическом контракте обязанность по несению расходов по сертификации и получению других документов соответствия может быть возложена в зависимости от условий поставки «Инкотермс» либо на продавца, либо на покупателя.
Тарифные преференции. Приказ ГТК России от 25.12.03 № 1539 «О предоставлении тарифных преференций» предусматривает применение специальных ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация предусматривает режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ).
Тарифные преференции в виде снижения таможенных пошлин или их отмены предоставляются в отношении товаров, ввозимых из стран, подпадающих под национальную систему преференций. Согласно ст. 34 Таможенного кодекса РФ таможенный орган вправе требовать сертификат о происхождении товаров при декларировании товаров, если стране происхождения данных товаров наше государство предоставляет тарифные преференции.
Особенности отражения в учете курсовых разниц при импорте товаров, Учет товаров, приобретаемых на условиях предоплаты
Формирование стоимости покупных товаров, в том числе приобретаемых по импортным контрактам, в целях налогообложения прибыли осуществляется в общеустановленном порядке. Что касается особенностей налогообложения при отражении в учете операций по контрактам на импорт товаров, необходимо учитывать следующее.
При заключении внешнеэкономических контрактов стороны руководствуются Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс»для определения моментов исполнения продавцом обязательств по поставке товара, перехода рисков случайной гибели или повреждения товара от продавца к покупателю, обязательств по транспортировке товаров (доставке товара от пункта отправления до согласованного места назначения), погрузочно-разгрузочным работам, страхованию, хранению грузов в пути, таможенной очистке и т.д.
При этом следует помнить, что правилами «Инкотермс» момент перехода права собственности не определяется. На это, в частности, указано во введении к «Инкотермс 2000». Соответственно, в целях определения даты принятия приобретаемых товаров к бухгалтерскому и налоговому учету в контракте следует установить дату перехода права собственности на товар. Если дата перехода права собственности в контракте не определена, то право собственности переходит на основании положений ст. 223 и 224 ГК РФ., А а именно, с момента ее передачи приобретателю. Передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю.
Следует отметить, что при расчетах по импортному контракту, предусматривающему предоплату, порядок пересчета дебиторской задолженности и формирования стоимости покупных товаров для целей налогового учета отличается от порядка учета таких операций в бухгалтерском учете.
В соответствии с действующим в настоящее время ПБУ 3/2006 средства полученных и выданных авансов, и предварительной оплаты, принимаются в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, в результате которой обязательства принимаются к бухгалтерскому учету. Активы и расходы, которые оплачены организацией в предварительном порядке либо в счет оплаты которых организация перечислила аванс, признаются в бухгалтерском учете этой организации в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату пересчета в рубли средств предварительной оплаты (в части, приходящейся на предварительную оплату). Пересчет стоимости активов, оплаченных в порядке предварительной оплаты либо в счет оплаты которых организация перечислила аванс, а также средств полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, после принятия их к бухгалтерскому учету в связи с изменением курса не производится.
Однако в налоговом учете дебиторская задолженность, образовавшаяся в результате перечисленной в иностранной валюте предоплаты, подлежит пересчету в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному по состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода, а также на дату ее погашения (оприходования товара). Следовательно, в налоговом учете организация производит пересчет данной задолженности по курсу доллара США к рублю РФ, установленному ЦБ РФ по состоянию на названные даты. И в случае их отклонения от курса, по которому принята к учету дебиторская задолженность, или курса на дату последнего пересчета, у организации возникнут курсовые разницы, включаемые во внереализационные расходы или доходы.
Поскольку в бухгалтерском учете, в связи с тем, что выраженная в иностранной валюте дебиторская задолженность не пересчитывается, курсовые разницы не возникают, в бухгалтерском учете подлежат отражению постоянные разницы в соответствии с требованиями ПБУ 18/02.
Контрактная стоимость товаров для целей налогового учета пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату перехода права собственности на эти товары от иностранного поставщика к организации. А в бухгалтерском учете при принятии к учету приобретенных товаров их фактическая себестоимость формируется исходя из оценки их стоимости в рублях по курсу, установленному на дату перечисления предоплаты. Как это сделать, рассмотрим на примере.
Пример.
(для упрощения примера не будем рассматривать порядок учета таможенных пошлин и НДС, уплачиваемых при ввозе товаров на территорию Российской Федерации).
Организация приобретает товар по цене 10.000 евро у иностранного поставщика на условиях 100% предоплаты. Денежные средства покупателем перечислены 15 июня, товар принят к учету 15 сентября. Приобретенный товар реализован 25 сентября по цене 472.000 руб. (в том числе НДС 72.000 руб.).
Предположим, что курс Евро на даты проведения указанных операций составлял:
· на дату перечисления (15 июня) - 34 руб.;
· на отчетную дату (30 июня) - 35 руб.;
· на дату оприходования товара (15 сентября) - 35,5 руб.
По состоянию на последний день отчетного периода (30 июня) и на дату оприходования товара (15 сентября) в налоговом учете покупателя в связи с ростом курса иностранной валюты возникают положительные курсовые разницы, подлежащие включению во внереализационные доходы:
- на 30 июня 10.000 руб. (10.000 евро х 34 руб. – 10.000 евро х 35 руб.). Поскольку в бухгалтерском учете выраженная в иностранной валюте дебиторская задолженность на отчетную дату не пересчитывается, а курсовая разница 10000 руб. учитывается в составе внереализационных доходов для целей налогообложения по налогу на прибыль, то в бухгалтерском учете согласно п. 4 ПБУ 18/02 возникает постоянная разница, равная указанной сумме. Данной разнице соответствует постоянное налоговое обязательство (ПНО) 2.400 руб. (10.000 руб. х 24%), подлежащее отражению записью по дебету счета 99 и кредиту счета 68;
- на 15 сентября стоимость товара в бухгалтерском учете признается в оценке по курсу на дату перечисления суммы 100 % предоплаты, что составило 340.000 руб. (10.000 евро х 34 руб.).
Для целей налогового учета стоимость товара определяется по курсу на дату принятия к учету (перехода права собственности), что составило 355.000 руб. (10.000 евро х 35,5 руб.).
Возникшая разница в стоимости товаров в 15.000 руб. (355.000 руб. – 340.000 руб.) должна быть учтена впоследствии при продаже этих товаров.
На дату погашения дебиторской задолженности за период с 1 июля по 15 сентября возникает курсовая разница в налоговом учете, равная 5.000 руб. (10.000 евро х 35 руб. – 10.000 евро х 35,5 руб.).
Таким образом, в бухгалтерском учете выраженная в иностранной валюте дебиторская задолженность на дату погашения не пересчитывается. При этом в налоговом учете курсовая разница 5.000 руб. отражается в составе внереализационных доходов. Соответственно в бухгалтерском учете согласно п. 4 ПБУ 18/02 возникает постоянная разница, равная указанной сумме. Данной разнице соответствует ПНО 1.200 руб. (5.000 руб. х 24%), подлежащее отражению записью по дебету счета 99 и кредиту счета 68;
- на 25 сентября при продаже товаров, учитывая, что их покупная стоимость в налоговом учете превышает стоимость приобретения в бухгалтерском учете, сумма превышения составит 15.000 руб. Она уменьшит налогооблагаемую выручку от реализации, поэтому образуется постоянная разница. В бухгалтерском учете следует отразить постоянный налоговый актив (ПНА) в сумме 3.600 руб. (15.000 руб. х 24%) записью по дебету счета 68 и кредиту счета 99.
В рассматриваемой ситуация бухгалтерия организации – импортера должна была сделать учетные записи, которые приведены в таблице.
Таблица
Содержание хозяйственной операции
|
Сумма, руб.
|
Корреспонденция счетов
|
Д-т
|
К-т
|
15 июня
Произведена предоплата
|
340000
|
60
|
52
|
30 июня
Отражено ПНО
(10000 евро х (34 руб. – 35 руб.) х 24%)
|
2400
|
99
|
68
|
15 сентября
Отражена стоимость приобретенных товаров
Отражено ПНО
(10000 евро х (35 руб. – 35,5 руб.) х 24%)
|
41
99
|
60
68
|
3400000
1200
|
25 сентября
Отражена выручка от продажи товара
Списана себестоимость товаров
Начислен НДС
Отражен ПНА
|
62
90
90
68
|
90
41
68
99
|
472000
340000
72000
3600
|
Отражен финансовый результат операции*
|
90
|
99
|
60000
|
* для исчисления налога на прибыль налогооблагаемая база составит 45.000 руб. (472.000 руб. – 72.000 руб. – 355.000 руб.)
|
Налог на добавленную стоимость. При перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации организации уплачивают НДС. Как установлено ст. 160 НК РФ, при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база по НДС определяется как сумма таможенной стоимости товаров и подлежащей уплате таможенной пошлины. Суммы НДС, уплаченные таможенному органу при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления, приобретенных для последующей реализации, облагаемой НДС, подлежат вычету на основании п. 2 ст. 171 НК РФ. Вычет сумм НДС производится после принятия на учет товаров на основании документов, подтверждающих его фактическую уплату при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации: таможенной декларации и платежного поручения на перечисление налога таможенному органу.
Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, установлено, что в книге покупок регистрируются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС таможенному органу.
Какие-либо особенности в части уплаты и принятия к вычету сумм «таможенного» НДС при заключении контрактов на импорт товаров на условиях предоплаты действующим законодательством не предусмотрены.