Группа Юнифин
Преимущества
Услуги и цены
Клиенты
Персонал
Контакты
Раскрытие информации
Карта сайта
English version




Калькулятор



Публикации Вопрос-ответ Наши обзоры Арбитражные вести
Публикации
Журнал "Менеджер. Кино"
Журнал "Бухгалтерский учет"
Журнал "Авторское право и смежные права"
"Финансовая газета"
"Налоговый Кодекс в письмах, комментариях и разъяснениях"
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал "Советник бухгалтера"
Журнал "Налоговые споры"
Газета "Учет.Налоги.Право"
Журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ"
ИБ КонсультантПлюс
Журнал "СИНОПСИS' и сценарий"
На главную


Инструкция по перерегистрации обществ с ограниченной ответственностью с 1 июля 2009 года

Номер журнала: 8
Год публикации: 2009

Прежде всего, следует отметить, что сроки для внесения соответствующих изменений в учредительные документы организаций ограничены: в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона № 312-ФЗ учредительные документы обществ, созданных до 01.07.2009 г., подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством не позднее 1 января 2010 года. Иными словами, срок для внесения необходимых изменений – полгода.

В том случае, если устав организации, осуществляющей деятельность в форме ООО, не будет соответствовать действующему законодательству после 1 января 2010 года, у нее может возникнуть ряд затруднений: например, с получением государственных разрешений или лицензий в тех случаях, когда для получения такого разрешения (лицензии) необходимо представление в государственный орган действующего устава организации. Для таких обществ существует риск получить отказ банка на заявление об  открытии в нем счета, либо не быть допущенными  к участию в тендерах их устроителями, а также столкнуться с иными трудностями в осуществлении деятельности в случаях, когда контрагенты будут требовать предоставления учредительных документов.

Кроме того, продолжает действовать п. 3 ст. 59 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО), в соответствии с которым, общества которые не привели свои учредительные документы в соответствие с настоящим Федеральным законом, могут быть ликвидированы в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Однако при применении данной нормы следует учитывать, что, согласно п. 4 Информационного письма Президиума ВАС от 13 января 2000 г. № 50 при рассмотрении требования ликвидации общества с ограниченной ответственностью в связи с несоответствие его учредительных документов действующему законодательству арбитражный суд вправе отложить рассмотрение назначенного к слушанию дела, предложив обществу устранить имеющиеся в учредительных документах расхождения с Законом не позднее установленного в определении суда срока. Таким образом, данная норма является не санкцией за несвоевременное внесение изменений в устав, а инструментом принуждения обществ к приведению учредительных документов в соответствие с действующим законодательством.

Также следует отметить, что изменений, которые могут привести к противоречию учредительных документов общества и действующего законодательства Закон № 312 предусматривает не так много. В первую очередь это установление размера минимального уставного капитала. В соответствии с предыдущей редакцией Закона об ООО размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества. Таким образом, общества, зарегистрированные до 1 января 2001 года, могли иметь уставный капитал меньше 10 000 рублей. В новой редакции закона прямо указано, что размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей. Таким образом, в первую очередь, размер уставного капитала не будет зависеть от изменений МРОТ, а все общества, имеющие уставный капитал меньше указанной суммы обязаны его увеличить.

Статьей 12 как старой, так и новой редакции Закона об ООО установлен перечень обязательных для устава общества положений. Таким образом, все общества обязаны внести изменения в данные положения устава. К таким положениям относятся: 

1) Полное и сокращенное фирменное наименование общества – изменений не вноситься.

2) Сведения о месте нахождения общества – изменений не вносится.

3) Сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов. Данное положение представляет собой одну из коллизий нового закона. Из ст. 91 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ст. 33 Закона об ООО исключили положение о том, что принятие решения по вопросам указанным в данных статьях относятся к исключительной компетенции общего собрания участников общества. В соответствии с изменениями, вносимыми Законом № 312 данный перечень вопросов относиться просто к компетенции общего собрания. Таким образом, не совсем понятно решение каких вопросов участники имеют право относить к исключительной компетенции общего собрания.

Изменения порядка принятия участниками общества решений в основном коснулись вопросов, которые рассматриваются учредителями общества на стадии его учреждении.

К примеру, в соответствии с новой редакцией ст. 11 Закона об ООО избрание органов управления общества, образование ревизионной комиссии или избрание ревизора общества и утверждение аудитора общества при учреждении общества осуществляются большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов учредителей общества. В свою очередь решение данных вопросов для ныне существующих обществ в соответствии со ст. 33, 37 действующей редакции Закона об ООО осуществляются простым большинством от общего числа голосов участников общества, если иное не предусмотрено уставом общества.

Также ряд вопросов, решения по которым принимаются участниками общества единогласно или квалифицированным большинством голосов будет рассмотрен в настоящей статье в дальнейшем.

4) Сведения о размере уставного капитала общества – изменения рассмотрены выше.

4.1) Сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества с 01.07.2009 г. не являются обязательными для уставов обществ. До введения данной нормы требовалось вносить изменения в устав при каждом изменении состава участников ООО, размера их долей и даже их паспортных данных. Теперь такая необходимость отпала. Таким образом, внести в устав изменения, связанные с исключением сведений об участниках ООО рекомендуется всем организациям, имеющим данную организационно-правовую форму, поскольку это исключит необходимость внесения изменений в устав при каждой смене участников общества.

Однако, Закон об ООО в новой редакции дополнен ст. 31.1 «Ведение списка участников общества», в которой на общества возложены обязанности ведения списка участников с указанием сведений о каждом из них, о размере их доли в уставном капитале, её оплате, а также с указанием информации о долях общества.

Соответствие сведений об участниках общества сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), и нотариально удостоверенным сделкам по переходу долей в уставном капитале обеспечивает исполнительный орган общества. При этом каждый участник обязан информировать общество об изменении в своем имени или наименовании, месте жительства или месте нахождения, размерах, принадлежащих им долей.

Если участники общества не выполнят эту обязанность, то ни они, ни само общество не вправе в отношениях с третьими лицами, действовавшими только с учетом сведений из списка участников общества, ссылаться на несоответствие этих сведений сведениям из ЕГРЮЛ. При этом, в случае расхождения сведений, предоставляемых обществом в соответствии с содержанием указанного списка участников, и сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, только последние признаются действительными.

5) Права и обязанности участников общества и сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества. В соответствии с новой редакцией ст. 94 ГК РФ и ст. 26 Закона об ООО участник общества получает право выйти из состава участников данного общества только в том случае, если это прямо предусмотрено уставом.

В прежней редакции данное уточнение отсутствовало, участник мог в любой момент выйти из общества, и отражение в уставе данного вопроса не имело значения, за исключением прямого запрета на выход из общества. Таким образом, участникам обществ, при внесении изменений в устав следует определить необходимость наличия в уставе норм о свободном выходе из общества. При этом следует отметить, что в соответствии с п. 10 Закона № 312 изменения, предусматривающие право участника общества выйти из общества до 1 января 2010 года вносятся в устав общества по решению общего собрания участников общества, принятому тремя четвертями голосов от общего числа голосов участников общества, а с 1 января 2010 года в соответствии с п. 1 ст. 26 Закона об ООО такие изменения вносятся в устав по решению всех участников единогласно.

Вместе с порядком выхода участника из общества изменился также механизм определения действительной стоимости его доли, которое общество обязано выплатить участнику, подавшему заявление о выходе из общества. В предыдущей редакции закона об ООО действительная стоимость доли такого участника определялась на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в течение которого было подано заявление. Таким образом, участник должен был ждать окончания финансового года, а затем и составления бухгалтерской отчетности и лишь затем узнавал размер своей доли. В новой редакции, в соответствии с п. 6.1. ст. 23, действительная стоимость доли такого участника в уставном капитале общества определяется на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества. Таким образом, в соответствии с новой редакцией Закона об ООО к моменту подачи заявления о выходе из общества участник будет знать точную стоимость его доли, которое общество обязано ему выплатить, поскольку, в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона об ООО, как в старой, так и в новой редакции, участник общества вправе знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом порядке.

Одновременно с ограничением прав участников на выход из общества расширен перечень прав участников требовать от общества приобрести его долю в уставном капитале. В соответствии с п. 2 ст. 23 такое право участник получает в случае принятия общим собранием участников общества решения о совершении крупной сделки или об увеличении уставного капитала общества за счет вклада участников или третьих лиц, если данный участник голосовал против принятия такого решения или не принимал участия в голосовании.

6) Сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу. Одним из самых существенных нововведений является то, что сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариального удостоверения указанной сделки влечет за собой ее недействительность. Нотариальное удостоверение данной сделки не требуется в случае приобретения доли в уставном капитале самим обществом, в случае выхода участника из общества и перехода его доли к обществу, а также распределения доли, принадлежащей обществу между участниками общества, либо третьим лицам[1]. Моментом перехода доли или части доли к её приобретателю является момент нотариального удостоверения сделки, а в случаях, когда нотариальное удостоверение не требуется момент внесения необходимых записей в ЕГРЮЛ.

Важным нововведением является право учредителей устанавливать в уставе цену покупки доли или части доли в твердой денежной сумме или критерии определения стоимость доли[2]. Установление преимущественного права покупки по заранее определенной уставом цене в отношении отдельного участника общества не допускается. Кроме того, заранее определенная цена применяется и для продажи доли третьим лицам.

Положения, устанавливающие право покупки доли или части доли по заранее определенной уставом цене, в том числе, изменение размера такой цены или порядка ее определения, могут быть приняты при  внесении изменений в устав общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Исключение из устава общества таких положений осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому двумя третями голосов от общего числа голосов участников общества.

Также следует отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 14 Закона об ООО уставом общества могут быть установлены ограничения в части максимального размера доли одного участника. С 01.07.2009 г. лицо, которое приобрело долю в размере большем, чем максимально установленный, вправе голосовать на общем собрании участников, только той частью доли, которая не превышает, установленный максимальный размер.

Кроме того, по сравнению с предыдущей редакцией Закона об ООО минимальный срок использования преимущественного права покупки доли или части доли изменен с одного месяца на тридцать дней.

7) Сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам – помимо документов, указанных в предыдущей редакции Закона об ООО, которые обязано хранить общество, перечень дополнен двумя документами: договором об учреждении общества и решением об учреждении общества.

Одним из самых весомых нововведений Закона № 312-ФЗ стала  утрата учредительным договором статуса учредительного документа ООО. С 01.07.2009 г. единственным учредительным документом общества будет его устав. Таким образом, внесение любых изменений в учредительный договор с момента вступления в силу Закона № 312 не подлежит государственной регистрации.

Несмотря на вышесказанное, в силу того, что учредительный договор ООО не подлежит упразднению, а лишь теряет статус учредительного документа, изменения в него могут вноситься и после 01.07.2009 г., но не в силу закона, а по желанию участников общества. Однако тем обществам, в уставах которых содержатся ссылки на учредительный договор, как на один учредительных документов, рекомендуется внести соответствующие изменения в устав. Вместо учредительного договора, в соответствии с п. 5 ст. 11 Закона об ООО, в момент учреждения общества его учредители заключают в письменной форме договор об учреждении общества, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале общества. Однако договор об учреждении общества не является учредительным документом общества и не подлежит заключению между участниками уже существующего общества.

Кроме того, помимо договора об учреждении в соответствии с п. 3 ст. 8 Закона об ООО участники общества могут заключить договор об осуществлении прав участников общества, по которому они обязуются осуществлять определенным образом свои права или воздерживаться от осуществления указанных прав, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласовывать вариант голосования с другими участниками, продавать долю или часть доли по определенной данным договором цене или при наступлении определенных условий либо воздерживаться от отчуждения доли или части доли до наступления определенных условий, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества. Такой договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. В отличие от договора об учреждении, договор об осуществлении прав участников может быть заключен и между участниками уже существующего общества. Однако, заключение данного договора - право участников, а не их обязанность.

Ряд нововведений Закона № 312 носят диспозитивный характер и предоставляют участникам общества те или иные права и возможности, которых они не имели до вступления данного закона в силу. К примеру, для тех ООО, в которых участники принимают активное участие в управлении организацией, новое законодательство устанавливает возможность дополнительного контроля деятельности руководства общества со стороны участников в части заключения крупных сделок. Так, законодатель предусмотрел возможность закрепления в уставе общества видов и размера сделок, на которые распространяется порядок одобрения крупных сделок, но которые по формальным основаниям таковыми не являются. Данное нововведение позволит ограничить право единоличного исполнительного органа общества (в частности генерального директора) совершать ряд сделок, которые формально не подпадают под определение крупных, однако являются ключевыми в хозяйственной деятельности ООО и требуют одобрения его участников. Кроме того, следует отметить, что в старой редакции ст. 46 Закона об ООО крупной являлась сделка, превышающая 25% стоимости имущества. В новой редакции крупной является сделка, составляющая 25 и более стоимости имущества.

Продолжая тему изменений в порядок одобрения крупных сделок, и сделок с заинтересованностью следует отметить, в первую очередь, что в соответствии с новой редакцией закона об ООО участники общества принимают решение об одобрении сделки, а не о ее совершении, как это было в предыдущей редакции. Данное изменение направлено на исправление несоответствия терминов в предыдущем законе, поскольку формально решение совершить сделку принимает исполнительный орган общества, а общее собрание лишь одобряет действия исполнительного органа. 

Также, в решении об одобрении крупной сделки или сделки с заинтересованностью должны быть указаны лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия. В решении могут не указываться лица, являющиеся сторонами, выгодоприобретателями в сделке, если сделка подлежит заключению на торгах, а также в иных случаях, если стороны, выгодоприобретатели не могут быть определены к моменту одобрения крупной сделки. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 45 Закона об ООО общее собрание участников может принять решение об одобрение сделки, в совершении которой есть заинтересованность и которая может быть совершена в будущем в процессе осуществления обществом его хозяйственной деятельности. При этом в решении об одобрении сделки должна быть указана предельная сумма, на которую может быть совершена указанная сделка. Решение об одобрении сделки имеет силу до следующего очередного собрания участников, если иное не предусмотрено указанным решением.

Кроме того, ст. 45 Закона об ООО в новой редакции дополнена п. 6.1, в котором установлена обязанность уведомления аффилированными[3] лицами общества о принадлежащих им долях или частях долей в течение десяти дней с даты приобретения доли или части доли, которые предоставляют право распоряжаться более чем 20 % голосов. В случае непредоставления или несвоеременного предоставления указанных сведений аффилированным лицом, если это причинило обществу значительный ущерб, аффилированное лицо несет перед обществом ответственность в размере причиненного ущерба.

Также Законом № 312 внесен ряд изменений, которые также как и изменение термина «совершение» сделки на «одобрение» направлены на устранение неоднозначности трактовки закона. Так, в частности, учредители общества при его учреждении обязаны не «внести вклад в уставный капитал», а «оплатить долю в уставном капитале». Кроме того в большинстве положений, касающихся распоряжением долями в уставном капитале фраза «доли (части доли)» заменена на фразу «доли или части доли». 

Выше был рассмотрен перечень основных изменений, которые общества с ограниченной ответственностью обязаны или имеют право вносить в свои уставы. Однако окончательный перечень изменений в каждом конкретном случае зависит от содержания ныне действующей редакции устава общества.

Кроме того, помимо изменений, вносимых в ГК РФ и Закон «Об ООО», 01.07.2009 вступают в силу поправки в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон О госрегистрации).

Наиболее существенной поправкой к нему является уточнение перечня лиц, которые могут являться заявителями при государственной регистрации юридического лица. В частности, заявителем помимо учредителя общества, может являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от его имени.

В настоящее время сложившаяся практика принятия решений о госрегистрации юридических лиц такова, что если заявление о госрегистрации юридического лица подписано его генеральным директором, то регистрирующие органы зачастую отказывают в регистрации, мотивируя это тем, что до регистрации у юридического лица не может быть генерального директора.

Кроме того, расширен перечень случаев, в которых государственные органы вправе отказать в государственной регистрации юридических лиц и внесения изменений в сведения о них, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Так, в соответствии со ст. 23 Закона О госрегистрации, помимо непредставления необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, основаниями для указанного отказа будут являться:

1) несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

2) подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;

3) выход участников из ООО, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выход единственного участника ООО из общества.


[1] п. 11 ст. 21 закона об ООО

[2] п. 4 ст. 21 Закона об ООО

[3] Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а именно ст. 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1 от 22.03.1991 г.


Группа Юнифин Услуги Кадры
Публикации Вопрос-ответ Наши обзоры Арбитражные вести Форум

129090, Москва, ул. Гиляровского, д. 4, корп. 1, этаж 8
Телефоны/факсы: (495) 607-54-65, 607-56-68, 607-59-26, 607-74-92
E-mail: unifin@unifin.ru