Обзор за июнь 2024 года
обзор
нормативных правовых актов
за июнь 2024 года
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ
Письмо Минфина России от 26.06.2024 N 03-07-08/59665
"О применении с 1 июля 2024 года налога на добавленную стоимость при оказании транспортно-экспедиционных услуг на основании договоров транспортной экспедиции при организации международной перевозки, если пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации, с привлечением для доставки товаров в международном сообщении нескольких видов транспорта (морской, речной, воздушный, железнодорожный, автомобильный)"
В Письме даны разъяснения об условиях и порядке применения ставки НДС 0% в отношении транспортно-экспедиционных услуг при перевозках различными видами транспорта.
Письмо Минфина России от 07.06.2024 N 03-04-06/52682
По мнению специалистов Минфина, при определении материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами с учетом положений абзаца седьмого подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса наличие трудовых отношений между заемщиком и кредитором необходимо определять на момент получения налогоплательщиком заемных (кредитных) средств (на момент внесения соответствующих изменений в договор займа (кредита)).
Письмо Минфина России от 03.06.2024 N 03-12-12/1/50962
На вопрос о налогообложении НДФЛ материальной выгоды при приобретении имущественных прав Минфин разъяснил, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является, в частности, материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг), цифровых финансовых активов и (или) цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику. При этом определение материальной выгоды при приобретении налогоплательщиком имущественных прав статьей 212 Кодекса не предусмотрено.
Письмо ФНС России от 21.06.2024 N КЧ-4-9/7026@
"Обзор правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков за 1 квартал 2024 года"
В Обзоре представлены 30 эпизодов, посвященные, в том числе следующим вопросам налогового администрирования и контроля:
- отражение переплаты и учет пеней в совокупной обязанности на ЕНС;
- ненадлежащее оформление требования, направляемого в рамках статьи 93 НК РФ;
- оценка законности получения доказательств в ходе осмотра и выемки на территории третьих лиц;
- возможность налогового органа аннулировать налоговые декларации и удалять из системы недостоверные сведения, содержащиеся в них;
- определение действительных налоговых обязательств по результатам налоговых проверок;
- общие вопросы привлечения к налоговой ответственности;
- методологические вопросы, возникающие по налогу на доходы физических лиц при продаже имущества;
- нюансы применения упрощенной системы налогообложения;
- а также отдельные вопросы, связанные с применением части 2 НК РФ и государственной регистрацией юридических лиц.
Данный Обзор обязателен к применению в работе нижестоящими налоговыми органами
Письмо ФНС России от 18.06.2024 N БС-4-21/6770@ (ред. от 25.06.2024)
"О направлении обзора результатов рассмотрения отдельных налоговых споров, касающихся определения объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, в рамках которых установлено необоснованное (искусственное) разделение в бухгалтерском учете единого объекта основных средств, относящегося к недвижимому имуществу (сооружению)"
В обзоре приведены примеры видов оборудования, признанного неотъемлемой частью объекта недвижимости и включенного в его состав, со ссылкой на номера дел и реквизитов постановлений арбитражных судов и указанием ключевых обстоятельств для признания оборудования неотъемлемой частью объекта недвижимости
Обзор носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует непосредственному применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений.
Письмо ФНС России от 10.06.2024 N БС-4-21/6409@
"О налогообложении налогом на имущество организаций вспомогательных помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в нежилом здании (сооружении)"
(вместе с <Письмом> Минфина России от 10.06.2024 N 03-05-04-01/53326)
В письме разъяснена позиция ФНС РФ и Минфина РФ по вопросу включения в налоговую базу по налогу на имущество организаций помещений, составляющих общее имущество в здании, сооружении. По мнению контролирующих органов, о вспомогательные помещения, относящиеся к общему имуществу собственников помещений в нежилом здании (сооружении), подлежат налогообложению налогом на имущество организаций, если соответствуют положениям статьи 374 Налогового кодекса, в частности, в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 259.3 Гражданского кодекса, то есть, такие помещения пригодны для самостоятельного использования и могут быть переданы в пользование третьим лицам и решение о такой передаче принято собственниками недвижимых вещей единогласно при условии, что эта передача не противоречит закону.
Письмо ФНС России от 05.06.2024 N ЗГ-2-3/8469
По мнению ФНС, в случае, если денежные средства, перечисленные российской организацией иностранному исполнителю за оказанные услуги фактически исполнителю не поступили обязанность по исчислению налога налоговым агентом возникает при перечислении оплаты за приобретенные услуги в налоговом периоде, в котором была произведена оплата, поскольку для целей применения статьи 161 Кодекса обязанность по исчислению налога не поставлена в зависимость от факта получения оплаты на расчетный счет иностранной организации.
Письмо ФНС России от 06.06.2024 N ЕА-4-3/6295@
"О налоге на добавленную стоимость"
В письме приводятся подробные разъяснения по условиям и порядку определения налоговой базы по НДС при реализации автомобилей и мотоциклов, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи. В частности, указывается, что налоговая база в этом случае определяется как разница между ценой реализации, определяемой в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей и мотоциклов в случае, если физические лица являются собственниками указанных транспортных средств и на них были зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные транспортные средства.
Указанный выше порядок определения налоговой базы применяется при одновременном выполнении следующих условий:
1) на дату приобретения налогоплательщиком автомобиля и (или) мотоцикла их продавец применяет общий режим налогообложения;
2) последним собственником автомобиля или мотоцикла, на которого было зарегистрировано в соответствии с законодательством Российской Федерации реализуемое налогоплательщиком транспортное средство, являлось физическое лицо;
3) при приобретении автомобиля и (или) мотоцикла налогоплательщиком получен от продавца счет-фактура с суммой налога, определенной в соответствии с данным пунктом или пунктом 5.1 данной статьи.
Письмо ФНС России от 04.06.2024 N БВ-4-7/6187@
О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в I квартале 2024 года по вопросам налогообложения
В обзор включены правовые позиции Конституционного суда РФ, в частности, по следующим вопросам:
- о возврате налога на имущество в связи с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 N 46-П, признавшим неправомерным включение объектов недвижимости в кадастровые перечни исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
- о неправомерности предоставления права на профессиональные налоговые вычеты физическим лицам, не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, чья деятельность признана налоговым органом предпринимательской, в соответствии с абзацами первым и четвертым пункта 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации
- о порядке применения субъектами МСП пониженных тарифов страховых взносов
другие вопросы.
Письмо ФНС России от 03.06.2024 N БС-4-11/6148@
"О направлении письма Минфина России"
(вместе с <Письмом> Минфина России от 27.05.2024 N 03-04-07/48596)
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.05.2024 N 03-04-07/48596 по вопросу порядка обложения налогом на доходы физических лиц при возврате суммы займа, выраженной в иностранной валюте.
В соответствии с позицией контролирующих органов возврат заемщиком займодавцу суммы ранее переданного займодавцем займа не рассматривается в качестве дохода указанного лица - займодавца. В этой связи, если займодавец по договору займа передал заемщику иностранную валюту и заемщик возвратил такую иностранную валюту, то производить пересчет из иностранной валюты в рубли переданной и возвращенной в таком же объеме валюты в соответствии с пунктом 5 статьи 210 Кодекса не требуется.