Обзор за июль 2024 года
ОБЗОР
нормативных правовых актов
за июль 2024 года
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 12.07.2024 N 176-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТИ ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Федеральный закон вносит ряд ключевых изменений в Налоговый кодекс РФ:
- Повышена налоговая ставка по налогу на прибыль организаций до 25% с предоставлением налоговых преференций для стратегических отраслей экономики;
- Введена пятиступенчатая прогрессивная шкала НДФЛ и увеличены размеры налоговых вычетов;
- В части УСН со следующего года:
· увеличивается базовый порог доходов для перехода на спецрежим - с 112,5 до 337,5 млн руб.;
· увеличивается средняя численность сотрудников для применения УСН - с 100 до 130 человек;
· повышается порог доходов для применения УСН - до 450 млн руб.;
· возрастет порог по остаточной стоимости основных средств - с 150 до 200 млн руб.
· отменяются повышенные ставки 8% (для режима "доходы") и 20% (для "доходов минус расходы"). Останутся 2 базовые ставки: 6% и 15%.
- Вводится туристический налог;
- Приостанавливается вступление в силу решений о привлечении к ответственности за совершение связанных с фактом дробления бизнеса налоговых правонарушений, вынесенных по результатам налоговых проверок за налоговые периоды 2022 - 2024 годов;
- Изменятся налоговые ставки по налогу на имущество для отдельных видов недвижимости;
- Увеличивается госпошлина по ряду оснований.
Начало действия документа - 12.07.2024. В тоже время значительная часть положений закона вступает в силу с 01.01.2025.
ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 11.07.2024 N БС-4-21/7894@
"ОБ ОБЗОРЕ ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 378.2 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Налоговая служба обобщила и направила в нижестоящие инспекции Обзор ключевых позиций КС РФ по вопросам налогообложения объектов недвижимого имущества, исходя из кадастровой стоимости
Основные позиции, на которые ФНС РФ рекомендует обратить внимание:
- налог нужно исчислять по кадастровой стоимости, даже если собственник помещений использует их под кабинеты для своих сотрудников, несмотря на то, что самостоятельного офисного назначения эти помещения не имеют;
- отнесение жилого здания с помещениями, отведенными под магазины, к объектам недвижимого имущества, подлежащим налогообложению исходя из их кадастровой стоимости, не противоречит Конституции РФ;
- если недвижимость включили в перечень с ошибочным номером, но с правильными характеристиками, то все равно налог надо платить по кадастровой стоимости;
- следует учитывать предназначение и реальное использование здания, если здания стоят на участке, у которого один из разрешенных видов использования - размещение торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания.
- при расчете налоговых обязательств за налоговый период 2020 года в отношении здания, образованного из объектов недвижимого имущества, включенных в утвержденный на 2020 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежит применению кадастровая стоимость здания.
ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 10.07.2024 N БС-4-11/7830@
"О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ"
(ВМЕСТЕ С ПИСЬМОМ МИНФИНА РОССИИ ОТ 31.05.2024 N 03-04-07/50817)
По мнению Минфина, положения НК РФ и Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей не препятствуют ИП учесть в составе профессионального налогового вычета по НДФЛ суммы земельного налога, уплаченные в отношении земельных участков, непосредственно используемых индивидуальным предпринимателем для целей получения доходов от предпринимательской деятельности.
ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 16.07.2024 N БВ-4-7/8051@
О ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЯХ, СФОРМИРОВАННЫХ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКОЙ И ПРИМЕНЯЕМЫХ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С УСТАНОВЛЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЯХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПРИЗНАКОВ "ДРОБЛЕНИЯ БИЗНЕСА"
Налоговое ведомство направляет информацию о судебных спорах, в рамках которых судами подтверждена законность выводов налоговых органов о разделении единого бизнеса налогоплательщиков между несколькими формально самостоятельными лицами в целях получения налоговой выгоды.
Основные позиции судов, на которые ссылается ФНС РФ состоят в следующем:
- при расширении бизнеса нельзя создавать новые юрлица, если деятельность группы общая, а единственная цель разделения - налоговые преимущества от применения спецрежима;
- если из единого бизнеса искусственно выделили часть, а затем передали ее подконтрольному лицу на спецрежиме, действия признают необоснованными;
- дроблением бизнеса считают деятельность в ситуации, когда взаимозависимость участников повлияла на итоги работы. При этом взаимозависимыми их можно признать не только по основаниям, которые прямо установлены в НК РФ;
- если деятельность налогоплательщика и взаимозависимого лица - искусственно разделенный единый производственный процесс, налоговую выгоду могут признать необоснованной;
- если члены одной семьи ведут бизнес, это не говорит о дроблении. Однако формально вовлекать их в работу для налоговой экономии неправомерно.
ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 01.07.2024 N СД-4-3/7429@
"О НАПРАВЛЕНИИ КС ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ"
(ВМЕСТЕ С "КОНТРОЛЬНЫМИ СООТНОШЕНИЯМИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФОРМ НАЛОГОВОЙ И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ")
Налоговая служба направила обновленные контрольные соотношения показателей налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@.
ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 17.07.2024 N КЧ-4-18/8114
"О ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ СПИСАНИЯ БЕЗНАДЕЖНОЙ К ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ"
ФНС РФ разъясняет правовые последствия признания задолженности налогоплательщика безнадежной к взысканию.
По мнению специалистов налоговой службы, списание безнадежной к взысканию налоговой задолженности только подтверждает исчерпание возможностей взыскания долга с налогоплательщика и не тождественно возмещению причиненного преступлением ущерба.
Само по себе признание задолженности безнадежной к взысканию и ее последующее списание не является препятствием для:
- последующей подачи налоговым органом в общеисковом порядке заявления о привлечении лица, контролирующего должника, к ответственности;
- возложения обязанности по погашению задолженности на виновных лиц, в том числе через механизм гражданского иска;
- принятия решения о направлении материалов в правоохранительные органы при наличии признаков преступления;
Таким образом, налоговым органом в отношении указанных сумм могут выполняться функции потерпевшего/гражданского истца при техническом отсутствии недоимки (при принятии решения о списании налоговым органом безнадежной к взысканию задолженности), поскольку фактического возмещения ущерба, причиненного действиями (бездействием) виновных лиц, не произошло, обязанность по уплате налогов не исполнена.
ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 15.07.2024 N БС-4-21/7995@
"О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 12.07.2024 N 176-ФЗ (В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА)"
ФНС РФ информирует нижестоящие подразделения об изменениях, внесенных Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ в части, касающейся налогообложения имущества, вступающих в силу с 01.01.2025.
Налоговые ставки, которые устанавливаются региональными законами не могут превышать:
· 2,5 % по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в отношении объектов, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн руб.,
· 0,3 % по земельному налогу в отношении земельных участков, кадастровая стоимость каждого из которых не превышает 300 миллионов рублей:
- занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса,;
- приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, за исключением используемых участков используемых в предпринимательской деятельности;
- приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, не используемых в предпринимательской деятельности, а также земельных участков общего назначения.
ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 12.07.2024 N ЕА-2-15/10152
По мнению налоговой службы, каких-либо ограничений по объему и составу истребуемых в рамках камеральной проверки документов нормы налогового законодательства не содержат.
Должностное лицо налогового органа самостоятельно определяет объем документов, а также отношение конкретных документов (информации) к деятельности налогоплательщика, необходимых для проверки.
ИНФОРМАЦИЯ ФНС РОССИИ
"С 2025 ГОДА УВЕЛИЧАТСЯ СТАНДАРТНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ"
Налоговое ведомство сообщает, что с 1 января 2025 года:
- увеличится в два раза размер стандартных налоговых вычетов на детей;
- увеличится с 350 000 руб. до 450 000 руб. размер дохода, до достижения которого предоставляются стандартные налоговые вычеты на детей;
- вводится новый налоговый вычет в размере 18 000 рублей за год для лиц, которые выполнили нормативы ГТО.
ИНФОРМАЦИЯ ФНС РОССИИ
"ФНС РАЗЪЯСНИЛА, КАК ОЦЕНИТЬ РИСК ПРИ НАЙМЕ БЫВШЕГО САМОЗАНЯТОГО"
По мнению ФНС РФ, найм в качестве штатных сотрудников самозанятых, которые ранее сотрудничали с этим работодателем, не является риском налоговой оптимизации и подмены трудовых отношений гражданско-правовыми. В общей сложности, организации, работающие с самозанятыми, оцениваются более чем по 20 параметрам. Ключевыми критериями являются:
- продолжительность и постоянство работы самозанятых с организациями/ИП;
- периодичность и размер выплат;
- наличие или отсутствие иных источников доходов у самозанятых.
ИНФОРМАЦИЯ ФНС РОССИИ
"В ИЮЛЕ НАСТУПАЕТ СРОК УПЛАТЫ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГАМ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА II КВАРТАЛ"
Налоговая служба напоминает, что авансовые платежи по транспортному и земельному налогам, а также налогу на имущество за II квартал должны быть перечислены налогоплательщиками-организациями в бюджетную систему РФ не позднее 29 июля.
Кроме того, налогоплательщики-организации должны не позднее 25 июля представить уведомление об исчисленных суммах авансовых платежей по налогам на имущество за II квартал, указав код отчетного периода "34/02", для их распределения в бюджете.
ИНФОРМАЦИЯ ФНС РОССИИ
"С 1 ИЮЛЯ ПРОДАВЦЫ ТОВАРОВ ИЗ ЕАЭС ДОЛЖНЫ УПЛАЧИВАТЬ НДС В РОССИИ"
С 1 июля 2024 года продавцы и посредники из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) будут уплачивать НДС в России при продаже товаров ЕАЭС через электронные торговые площадки ЕАЭС.
НДС будет исчисляться продавцами и посредниками из ЕАЭС исходя из расчетной налоговой ставки в размере 16,67% или 9,09% (в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 164 НК РФ).